Вопросы и ответы | Федерация воздухоплавания Республики Башкортостан - Воздушный шар Уфа

Федерация воздухоплавательного спорта
Республики Башкортостан

Вопросы и ответы

Здесь собраны наиболее часто задаваемые вопросы.

ЧТО ПОНИМАЕТСЯ ПОД СВОБОДНЫМ АЭРОСТАТОМ?
Под свободным аэростатом, воздушным шаром или баллоном понимается аппарат легче воздуха, который имеет полную подъемную силу (сплавную силу), равную произведению разницы удельных весов воздуха и подъемного газа на объем подъемного газа. Свободной подъемной силой называют разницу между полной подъемной силой и весом конструкции.

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ТЕПЛОВОЙ АЭРОСТАТ?
Тепловой аэростат состоит из следующих частей: оболочки, гондолы (корзины) для размещения экипажа и пассажиров, блока газовых специализированных горелок для горения пропан-бутановой смеси, комплекта газовых баллонов, приборного блока, вентилятора, привязных и запасных фалов, дополнительного снаряжения и оборудования, документации.

СКОЛЬКО ВЕСИТ ТЕПЛОВОЙ АЭРОСТАТ?
Комплект теплового аэростата вместе со всем необходимым оборудованием и топливом весит около 450 кг.

КАК ПРОИСХОДИТ УПРАВЛЕНИЕ ВОЗДУШНЫМ ШАРОМ?
Все воздухоплавание основано на законе Архимеда. В оболочке воздушного шара находится горячий воздух, который обладает меньшей плотностью, чем холодный и поэтому способен подниматься вверх. Регулируя при помощи газовой горелки температуру воздуха в оболочке, можно увеличивать высоту полета. Снижается шар за счет открытия специального парашютного клапана и выпуска части нагретого воздуха или за счет естественного остывания воздуха в оболочке. На разных высотах возможно изменение направления ветра, что способствует возможности пилоту корректировать направление полета, изменяя высоту.

КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРОЦЕСС НАПОЛНЕНИЯ АЭРОСТАТА?
Первым делом нужно разложить оболочку на земле. Гондола в собранном виде с газовыми баллонами и горелкой кладется на бок. Дальше при помощи карабинов соединяются троса оболочки с рамой горелки и каркасом гондолы. После этого начинается холодное наполнение оболочки с помощью мощного вентилятора. В момент, когда оболочка наполняется более чем на половину, приходит время работы горелок. Горячий воздух позволяет оболочке принять вертикальное положение. Дальнейший нагрев помогает аэростату приобрести подъемную силу и полететь.

В КАКОЕ ВРЕМЯ ПРОВОДЯТ ПОЛЕТЫ НА ВОЗДУШНЫХ ШАРАХ?
Полеты в весенне-летний период на воздушных шарах проводятся два раза в сутки утром и вечером. В этот период года днем существует повышенная солнечная активность, которая формирует появление мощных восходящих и нисходящих потоков из-за неравномерного прогрева земли, что делает полет на шаре малоуправляемым. Зимой полеты на шарах проводятся в течение всего светового дня.

ЛУЧШЕЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ПОЛЕТА НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ?
Нас часто спрашивают, когда лучше осуществлять полеты на воздушном шаре (аэростате), утром или вечером? Наши утренние полеты во время пробуждения Земли и Солнца или вечерние полеты, позволяющие насладиться прекрасным закатом Солнца. Интересно и то и другое. Каждый полет на воздушном шаре уникален и запоминаем всем его участникам.

СКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ РАЗМЕСТИТЬСЯ В КОРЗИНЕ?
На это влияет несколько факторов: объем оболочки аэростата, вес пассажиров, количество топлива на борту, и, конечно же, обязательно необходимо учитывать погодные условия. Рекордсменом в мире является 35-ти местный аэростат с двухэтажной гондолой. Популярностью обычно пользуются 2-6 местные аэростаты. В авиапарке нашей Федерации на сегодняшний день самый большой аэростат,в корзине которого могут разместиться 7 пассажиров, также есть аэростаты вместимостью до 4-х пассажиров.

НУЖЕН ЛИ БАЛЛАСТ В ВИДЕ МЕШКОВ С ПЕСКОМ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛЕТОВ АЭРОСТАТА?
Балласт необходим только для газовых аэростатов, наполненных гелием или водородом. Тепловые аэростаты предназначены для более коротких полетов, и для регулировки высоты полета используется только разница температуры внутри и снаружи оболочки.

НАСКОЛЬКО БЕЗОПАСЕН ПОЛЕТ НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ?
Полет на воздушном шаре, т.е. тепловом аэростате, согласно статистике является самым безопасным из всех существующих летательных аппаратов. Конструкция теплового аэростата является наиболее надежной из воздушных судов. Для полетов тепловых аэростатов контролирующие органы проводят постоянные проверки авиационной техники. Философия безопасных полетов в воздухоплавании следующая: Нет ничего страшнее, чем бесстрашный пилот.

НУЖЕН ЛИ ПАРАШЮТ ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТА НА АЭРОСТАТЕ?
По штатному расписанию он не предусмотрен, как и в пассажирских самолетах. Аэростаты являются одним из самых безопасных видов авиационного транспорта, и во время выполнения туристических полетов в парашюте нет необходимости. Исключением являются специальные полеты на большую высоту, или полеты, связанные с выполнением рекордов.

КАК НУЖНО СЕБЯ ВЕСТИ В ПОЛЁТЕ НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ?
Пилот перед полётом, в полёте и перед посадкой даёт подробный инструктаж.
Основные моменты.
Нельзя: дёргать за любые верёвки и шланги, свешиваться и садиться на борта корзины, крутить вентили, залезать и вылезать из корзины без разрешения пилота.
Нужно: держаться за верёвочные петли на бортах корзины расположенные с внутренней стороны, перед посадкой немного подсогнуть колени или присесть на корточки и любоваться полётом.

КАК ПРОИСХОДИТ ПОСАДКА АЭРОСТАТА?
Для осуществления посадки необходимо выбрать поле достаточных размеров, находящееся по курсу полета. Чем выше скорость приземного ветра, тем больших размеров должно быть поле, чтобы не попасть на препятствия. По мере приближения к полю прекращается прогрев оболочки, и аэростат начинает снижение. Воздух из оболочки выпускается через специальный, больших размеров парашютный клапан. Посадка при сильном ветре доставляет необычные ощущения. Оболочка при контакте с землей занимает горизонтальное положение. В этот момент необходимо крепко держаться за ручки, находящиеся внутри гондолы, до полной остановки аэростата.

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ НЕОБХОДИМО ДЛЯ ПОДГОТОВКИ АЭРОСТАТА К ПОЛЕТУ?
При слаженной работе команды, аэростат можно подготовить к полету за 15-20 минут. Столько же времени необходимо, чтобы его собрать для перевозки машиной сопровождения.

ЗАЧЕМ НУЖНА КОМАНДА СОПРОВОЖДЕНИЯ АЭРОСТАТА?
Для подготовки современного аэростата к полету. Во время полета теплового аэростата за ним постоянно следует команда сопровождения, которая помогает подготовить аэростат к полету, определить потоки ветра и после приземления собрать аэростат. Связь с машиной сопровождения ведется с помощью радиосвязи.

КАК НЕОБХОДИМО ОДЕТЬСЯ ДЛЯ ПОЛЕТА НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ И ЧТО НЕОБХОДИМО С СОБОЙ ВЗЯТЬ?
Для полета на тепловом аэростате лучше всего одеться в удобную повседневную или спортивную одежду. Головной убор желателен в любое время года. Перчатки необходимы при желании помочь команде в подготовке теплового аэростата к полету. В полете ветер не чувствуется, так как шар двигается вместе с воздушной массой. Водонепроницаемую обувь мы рекомендуем при утренних полетах, т.к. на площадке для старта может быть роса. По соображениям безопасности, природные волокна одежды, такие как хлопок являются более предпочтительными по сравнению с синтетическими материалами. Возьмите с собой фотоаппарат или видеокамеру. Из-за ограниченности пространства в гондоле (корзине шара) большие сумки или рюкзаки лучше оставить в машине сопровождения аэростата.

ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ О ПОГОДЕ В ВОЗДУХОПЛАВАНИИ?
Как и во всей авиации, погода является одним из наиболее важных аспектов для осуществления безопасных полетов на воздушных шарах и дирижаблях. Дожди, грозы, свежий ветер у земли или в воздухе имеют все основания для того, чтобы отложить полет. Есть такая поговорка: Мужество пилота состоит в том, чтобы отказаться от полета (в плохую погоду).

КАКАЯ МАКСИМАЛЬНАЯ ТЕМПЕРАТУРА ВНУТРИ ОБОЛОЧКИ?
Как правило, достаточно прогреть воздух внутри оболочки до температуры от 90 до 110ºС, а зимой до 30-50ºС. Однако, температура внутри оболочки теплового аэростата не должна быть выше 120ºС, иначе это влечет преждевременный износ оболочки.

МОЖЕТ ЛИ ЗАГОРЕТЬСЯ ОБОЛОЧКА АЭРОСТАТ ОТ ПЛАМЕНИ ГОРЕЛОК?
Конструкция оболочки рассчитана таким образом, что во время полета теплового аэростата пламя поступает внутрь ее. Малоопытные пилоты могут случайно, во время наполнения прожечь небольшое отверстие в нижней части оболочки. Это не является чем-то из ряда вон выходящим и требует мелкого ремонта. Для повышения износостойкости нижняя часть оболочки изготавливается из специального жаропрочного материала - номекса, способного выдерживать температуру до 1300ºС.

КАКИМ ТОПЛИВОМ ЗАПРАВЛЯЮТ АЭРОСТАТЫ?
Воздух внутри оболочки теплового аэростата прогревается с помощью горелки при сжигании пропан-бутановой смеси.

ИЗ КАКИХ МАТЕРИАЛОВ ИЗГОТАВЛИВАЕТСЯ ТЕПЛОВОЙ АЭРОСТАТ?
Оболочка теплового аэростата обычно изготавливается из легких, прочных и термостойких материалов, таких как полиэстер, полиамид. или лавсан. Для прочности существуют вертикальные и горизонтальные силовые линии. Гондола или корзина плетется из ивовых прутьев или ротанга, некоторые части которой обтягиваются кожей. Эти материалы являются традиционными в течение многих лет, поскольку полностью удовлетворяют требованиям и достойно выполняют свою функцию - они легкие, эластичные и хорошо ведут себя в любых погодных условиях и эффективно принимают на себя динамические нагрузки при посадках теплового аэростата. Система подачи горячего воздуха в оболочку состоит из блока горелок и газовых баллонов. Баллоны могут быть алюминиевые, стальные, титановые или из композиционных материалов.

В ЧЕМ СМЫСЛ СПОРТИВНОГО ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ?
Спортивное воздухоплавание - один из самых красивых видов спорта. Во время выполнения полета пилотом-спортсменом необходимо выполнить ряд заданий спортивного директора, связанных со сбросом маркеров - ярких ленточек определенного размера и веса, прохождение аэростатом заданных координат, выполнения виртуальных заданий.

КАК ВЫСОКО МОЖЕТ ЛЕТАТЬ ТЕПЛОВОЙ АЭРОСТАТ?
Обычно тепловые аэростаты летают до несколько километров в высоту. При этом нужно учитывать, что с набором высоты воздух более разряжен, что сказывается на человеке и работе горелок. Безопасным (без наличия кислородного оборудования) считается подъем на высоту 3000-4000 метров. Во время проведения туристических полетов, высота полета зависит от желания пассажиров, но ограничена правилами выполнения полетов в районе полетов. Рекордные полеты на тепловых аэростатах могут осуществляться на высоту свыше 8000 метров.

СТОИТ ЛИ ПОПРОБОВАТЬ ПОЛЕТ НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ?
Обязательно стоит! Вам понравится!

 

Фотографии

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на fvsrb.ru © 2016 Информация, представленная на сайте не является публичной офертой.